РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Выголов В.П. Архитектурные особенности Благовещенского собора и его место в развитии русского зодчества XV века. В кн.: Уникальному памятнику русской культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тез. науч. конф. М., 1989. С. 24-26. Все права сохранены.
Сканирование печатного материала и размещение его электронной версии в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru («Русский город. Архитектурно-краеведческая библиотека»). Все права сохранены.
В.П. Выголов
Архитектурные особенности Благовещенского собора
и его место в развитии русского зодчества XV века
-24-
Благовещенский
собор - замечательный памятник русской архитектуры, один из лучших храмов конца
XV - начала XVI в. Недооценка этого памятника в нашей науке - результат недостаточно
глубокого изучения его архитектуры, включающей ряд более ранних фрагментов и
позднейших наслоений.
Московская архитектура второй
половины XV в. - новый этап в развитии древнерусского зодчества. Переломным
моментом в ее эволюции была середина 1470-х гг., он связан с катастрофой
Успенского собора 1471 - 1474 гг. и приездом в Москву псковской артели мастеров
и итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковичи сыграли важную роль в
строительстве Москвы второй половины 70-х и 80-х гг. XV в. Благовещенский собор
был последней и лучшей постройкой псковских зодчих в столице.
Летописные известия о
строительстве собора. Определяющая роль великокняжеского заказа в сложении его
архитектуры. Влияние объемно-композиционных особенностей предшествующего
здания. Вопрос о традициях и новаторстве.
Типологическая основа собора
(четырехстолпное и трехапсидное здание с повышенными подпружными арками и
высоким подклетом) и ее москоское происхождение. Возвращение к хо-
-25-
рам, связанное с назначением собора
как домового храма при великокняжеском дворце. Новая форма завершения -
трехглавие, обусловлена, с одной стороны, традиционными образцами
владимиро-суздальского зодчества, с другой - непосредственными
предшественниками в Москве (собор Богоявленского монастыря в Кремле, возможно,
созданный теми же псковичами). Изначальность окружающих здание галерей - новая
особенность московских храмов и ее происхождение.
Оригинальный пропорциональный
строй собора с его подчеркнутым вертикализмом всех форм. Пирамидальность
завершения с килевидными закомарами и постановкой трех глав с высоким
постаментом, обработанным кокошниками у среднего из барабанов. Развитие
раннемосковской традиции завершающих элементов здания. Появление высоких
алтарных апсид. Формирование нового образа дворцового храма, во многом
опирающегося на предшествующий опыт московского зодчества (особенно Успенского
собора в Звенигороде).
Фасадное убранство собора,
оказавшее большое влияние на дальнейшую эволюцию декора московского и
общерусского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс и его зависимость от
владимирских традиций, а также непосредственно от соседнего Успенского собора.
Перенесение этого пояса также на барабаны глав собора - первый пример подобного
декора в Москве, ставшего затем одним из самых распространенных приемов в
русской архитектуре. Своеобразие аркатурно-колончатого пояса ан барабанах
(висячие арочки). Использование традиционного для храмов псковской артели
керамического пояса из балясин на апсидах; его позднейшая замена белокаменным
при реставрации собора Ф. Рихтером. Особенности кирпичного декора барабанов
глав
-26-
(поребрик, бегунец и нишки) в свете
его происхождения.
Незначительность псковских черт
в архитектуре собора, обусловленная самой личностью заказчика. Выявление их в
трактовке интерьера с его затесненностью и пластичностью масс, а также
интерпретацией хор с внутристенной лестницей. Проблема итальянизмов, связанная
с галереями и особенно порталами - северным и западным. Своеобразие порталов,
время их возникновения и поиски аналогов.
Благовещенский собор - ярчайший
пример процесса сложения в конце XV в. на почве Москвы общерусского зодчества,
вобравшего в себя различные региональные и "фряжские" черты и
переработанного на основе московских традиций.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский