РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Заграевский С.В. О научной обоснованности «азимутального метода» (метода определения дат и посвящений древнерусских храмов по азимуту их алтарей). В кн.: Архитектор. Город. Время. Материалы Ежегодной международной научно-практической конференции (Великий Новгород – Санкт-Петербург). Начало: Объединенный выпуск XIII и XIV конференций. СПб, 2011. С. 69–74. Окончание: выпуск XV конференции. СПб, 2012. С. 122–136. Все права сохранены.
Материал предоставлен библиотеке «РусАрх» автором. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2011–2012 гг.
С.В. Заграевский
О научной обоснованности «азимутального метода»
(метода определения дат и посвящений древнерусских храмов
по азимуту их алтарей)
Аннотация
Профессор С.В. Заграевский на основе статистического материала и историко-архитектурного анализа показывает отсутствие научной ценности темы, связанной с определением дат, посвящений и прочих атрибутов древнерусских храмов по азимуту (ориентации по сторонам горизонта) их алтарей.
Задача настоящего исследования – обзор и оценка научной ценности темы, связанной с определением дат и посвящений древнерусских храмов по азимуту1 (ориентации по сторонам горизонта) их алтарей.
То, что алтарь православного храма должен быть ориентирован на восток, было всеобщим и обязательным правилом во все эпохи становления древнерусской архитектуры еще со времен Византии2. До того, как был изобретен и получил широкое распространение компас, направление на восток воспринималось подавляющим большинством людей как направление на восход солнца.
А солнце из-за наклона земной оси восходит точно на востоке только два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, когда азимут восхода – 90º. В целом же эволюцию азимута восхода можно описать так: в день весеннего равноденствия (21 марта) солнце восходит точно на востоке, затем по мере удлинения дней оно восходит все ближе и ближе к северу (и, соответственно, проходит по небу через юг все больший и больший путь), затем достигает крайней северной точки в день летнего солнцестояния (22 июня), затем по мере укорачивания дня оно восходит все дальше и дальше к югу, вновь проходит восток в день осеннего равноденствия (23 сентября), и затем продолжает склоняться к юго-востоку, достигает крайней южной точки в день зимнего солнцестояния – 22 декабря, и далее процесс повторяется.
Азимуты восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния – крайний южный и крайний северный – различны для различных широт местности (см. Табл. 1)3.
Табл. 1
Азимуты восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния
(ЛС и ЗС – летнее и зимнее солнцестояние)
Город |
Широта |
Азимут в ЛС, первый луч, град. |
Азимут в ЛС, полный диск, град. |
Азимут в ЗС, первый луч, град. |
Азимут в ЗС, полный диск, град. |
Киев |
50,4 |
50,1 |
50,9 |
127,3 |
128,1 |
Москва |
55,8 |
43,2 |
44,3 |
133,3 |
134,3 |
Новгород |
58,5 |
38,3 |
39,6 |
137,5 |
138,7 |
Петербург |
59,9 |
35,1 |
36,6 |
140,2 |
141,5 |
Архангельск |
64,5 |
17,4 |
20,6 |
153,3 |
155,7 |
Так, в Москве (широта 55,8º) азимут восхода в день летнего солнцестояния – около 44º (точные цифры приведены в Табл. 1 и зависят от того, по первому лучу солнца ориентироваться или по полному диску), зимнего – около 134º. В Новгороде (широта 58,5º) – соответственно 39º и 138º. Следовательно, в Москве по два раза в год солнце восходит в одной из точек горизонта между 44º и 134º, в Новгороде – между 39º и 138º, и т.д.
В середине–второй половине ХХ века некоторые ученые предположили, что ориентация алтарей храмов по тому или иному азимуту может дать информацию о том, в какой день заложен храм (хотя бы с точностью до двух раз в год, так как солнце в течение года восходит на том или ином азимуте два раза), и что из этого можно сделать некие выводы, связанные с историей храма, прежде всего с его посвящением. Такие исследования были проведены на Западе4, в СССР эту тему разрабатывал сначала Б.А. Рыбаков5, потом Р.М. Гаряев6 и П.А. Раппопорт7.
Основную идею этих исследователей можно охарактеризовать так: поскольку они предполагали, что строители обычно ориентировались на восход солнца в день заложения храма, и что день заложения храма, по их мнению, обычно совпадал с соответствующим церковным праздником, то они считали возможным с достаточной точностью определить дату заложения храма и его первичное посвящение по азимуту его алтарей. Б.А. Рыбаков дал и название этому методу – «азимутальный»8.
Справедливости ради отметим, что П.А. Раппопорт делал различные оговорки и не считал «азимутальный метод» всеобщей панацеей9. Но поскольку эти оговорки сопровождались общим представлением о том, что определенные результаты этот метод дать может, многие современные исследователи, в том числе С.А. Гаврилов10, Д.А. Петров11, А.В. Подосинов12, О.М. Рапов13, сочли этот метод обоснованным и в своих трудах пытались его применять в научно-практической области. А в некоторых случаях азимуту алтарей храмов стал придаваться и сакральный смысл14.
Мы начнем анализ «азимутального метода» с обзора его математической части. Расчет азимута восхода солнца на любую дату на любой широте выражается достаточно простой формулой15:
Cos A = Sin В / Cos С,
где A – азимут точки восхода на данную дату, В – склонение солнца на данную дату на данной широте места наблюдения, С – широта места наблюдения.
Следовательно,
А = ArcCos (Sin В / Cos С).
Эта формула не учитывает рефракцию атмосферы и предполагает, что угловые размеры светила пренебрежимо малы, что дает погрешность плюс-минус 1 градус. Есть и более точная формула, учитывающая эти показатели:
Cos A = (Sin В + 0.015 х Sin С ) / Cos С.
Но в дальнейшем мы увидим, что в реальности ошибка любых расчетов по данным формулам столь велика, что любые математические и астрономические неточности (рефракция атмосферы, угловые размеры солнца, погрешность округления и пр.) пренебрежимо малы, и для простоты мы можем пользоваться первой формулой.
Соответственно, если мы знаем азимут восхода, то можем получить значение склонения солнца в день такого азимута по следующей формуле:
Sin В = Cos A х Cos С.
Следовательно,
B = ArcSin (Cos A х Cos С).
А соответствие склонения солнца и даты его восхода на каждой широте мы можем получить из астрономических таблиц склонений16. Для вычисления тригонометрических функций подходит инженерный калькулятор17.
Для примера приведем приблизительные азимуты восхода солнца в Москве на первое число каждого месяца в течение года (см. Табл. 2).
Табл. 2
Приблизительные азимуты восхода солнца в Москве
на первое число каждого месяца в течение года
Дата |
Азимут восхода солнца, град. |
1 января |
113 |
1 февраля |
121 |
1 марта |
102 |
1 апреля |
82 |
1 мая |
63 |
1 июня |
48 |
1 июля |
45 |
1 августа |
57 |
1 сентября |
75 |
1 октября |
95 |
1 ноября |
116 |
1 декабря |
130 |
Вычисляя даты для древнерусских храмов, не следует забывать учитывать старый и новый стиль. Разница между юлианским и григорианским календарями приведена в Табл. 3.
Табл. 3
Разница между григорианским и юлианским календарями
Период, века |
Разница, дней |
Начало и конец периода |
X и XI |
6 |
6 марта 900–6 марта 1100 |
XII и XIII |
7 |
7 марта 1100–7 марта 1300 |
XIV |
8 |
8 марта 1300–8 марта 1400 |
XV |
9 |
9 марта 1400–9 марта 1500 |
XVI и XVII |
10 |
10 марта 1500–10 марта 1700 |
XVIII |
11 |
11 марта 1700–11 марта 1800 |
XIX |
12 |
12 марта 1800–12 марта 1900 |
XX и XXI |
13 |
13 марта 1900–13 марта 2100 |
Итак, вычисление даты по азимуту восхода солнца – задача относительно несложная. Но что ее решение может дать исследователям древнерусской архитектуры?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего приведем данные по ориентации алтарей 127 древнерусских храмов (см. Табл. 4).
Автор собирал эти данные в течение 2000-х годов в ряде регионов России, ориентировочно определяя азимут алтарей по компасу, а с появлением компьютерной программы «Google Earth» появилась возможность выверять ориентацию ряда храмов и по ней. В отличие от компаса, указанная программа учитывает магнитное склонение, и ее результаты более точны. Тем не менее, автор, учитывая неточность разбивки планов храмов, округлял полученные результаты до 5º, так как вскоре мы увидим, что и такая ошибка при работе с «азимутальным методом» очень мала.
Данные собирались случайным образом (специально храмы не выбирались), что обеспечивает представительность выборки.
Табл. 4
Данные по ориентации алтарей древнерусских храмов
Населенный пункт, храм |
Азимут алтарей, град. |
Боровск, собор Пафнутьева монастыря |
65 |
Боровск, трапезная и колокольня Пафнутьева монастыря |
80 |
Владимир, Успенский собор |
60 |
Владимир, Дмитриевский собор |
60 |
Владимир, Успенский собор Княгинина монастыря |
100 |
Владимир, церковь Ризположения на Золотых Воротах |
70 |
Владимир, церковь Спаса |
50 |
Владимир, церковь Георгия на дворе Долгорукого |
60 |
Вологда, Софийский собор |
35 |
Вологда, Сретенская церковь |
45 |
Вологда, церковь Николы во Владычной слободе |
45 |
Москва, Кремль, Успенский собор |
70 |
Москва, Кремль, Благовещенский собор |
70 |
Москва, Кремль, колокольня Ивана Великого |
70 |
Москва, Кремль, Архангельский собор |
85 |
Москва, собор Покрова на Рву |
60 |
Москва, церковь Никиты за Яузой |
80 |
Москва, собор Андроникова монастыря |
105 |
Москва, церковь Трифона в Напрудном |
55 |
Москва, церковь Григория Неокесарийского |
70 |
Москва, церковь Троицы в Воробьеве |
85 |
Москва, церковь Зачатия Анны что в Углу |
100 |
Москва, церковь Спаса в Тушине |
100 |
Москва, церковь Николы в Пыжах |
95 |
Москва, церковь Ивана Воина |
90 |
Москва, церковь Антипия на Колымажном дворе |
40 |
Москва, церковь Николы в Старом Ваганькове |
50 |
Москва, церковь Знамения на Шереметевом дворе |
40 |
Москва, церковь Воскресения на Успенском вражке |
40 |
Москва, Владимирский собор Сретенского монастыря |
85 |
Москва, церковь Архангела Михаила в Тропареве |
120 |
Москва, церковь Воздвижения в Алтуфьеве |
110 |
Москва, церковь Троицы в Листах |
90 |
Москва, «Меншикова башня» |
45 |
Москва, церковь Софии у Пушечного двора |
55 |
Москва, церковь Георгия в Лучниках |
55 |
Москва, церковь Николы в Блинниках |
75 |
Москва, церковь Владимира в Старых Садех |
55 |
Москва, церковь Николы в Подкопаеве |
100 |
Москва, церковь Трех святителей на Кулишках |
110 |
Москва, церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове |
85 |
Москва, церковь Троицы в Хорошеве |
120 |
Москва, церковь Николы в Хамовниках |
45 |
Москва, церковь Троицы в Никитниках |
65 |
Москва, церковь Рождества Богородицы в Путинках |
70 |
Москва, церковь Ризположения на Донской улице |
85 |
Москва, церковь Петра и Павла у Яузских ворот |
70 |
Москва, церковь Иконы Божьей Матери Знамение в Захарьине |
30 |
Москва, Новый собор Донского монастыря |
75 |
Москва, Старый собор Донского монастыря |
70 |
Москва, собор Отцов Семи Вселенских соборов Данилова монастыря |
95 |
Москва, собор Смоленской иконы Божьей Матери Новодевичьего монастыря |
120 |
Москва, колокольня Новодевичьего монастыря |
120 |
Москва, трапезная Новодевичьего монастыря |
120 |
Москва, собор Рождественского монастыря |
95 |
Москва, трапезная церковь Иоанна Златоуста Рождественского монастыря |
95 |
Москва, церковь Вознесения в Коломенском |
105 |
Москва, церковь Иоанна Предтечи в Дьякове |
90 |
Москва, собор Высоко-Петровского монастыря |
60 |
Москва, Боголюбская церковь Высоко-Петровского монастыря |
65 |
Москва, трапезная церковь Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря |
60 |
Москва, церковь Пахомия над Южными воротами Высоко-Петровского монастыря |
45 |
Московская область, церковь Николы в Пушкине |
90 |
Московская область, церковь Троицы в Чашникове |
50 |
Московская область, церковь Рождества Богородицы в Пояркове |
35 |
Московская область, Знаменская церковь в Дубровицах |
90 |
Московская область, церковь Преображения в Острове |
70 |
Московская область, церковь Преображения в Больших Вяземах |
50 |
Московская область, церковь Рождества Христова в Беседах |
55 |
Московская область, Архангельская церковь в Архангельском |
110 |
Московская область, церковь собор Михаила Архангела в Бронницах |
105 |
Московская область, церковь Владимирской иконы Божьей Матери в Куркине |
90 |
Московская область, храмовый комплекс в Новом Иерусалиме |
85 |
Московская область, Троице-Сергиева Лавра, Троицкий собор с Никоновским приделом |
60 |
Московская область, Троице-Сергиева Лавра, Успенский собор |
85 |
Московская область, Троице-Сергиева Лавра, Трапезная церковь |
75 |
Московская область, Сергиев Посад, Пятницкая церковь на Подоле |
65 |
Московская область, Сергиев Посад, Введенская церковь на Подоле |
65 |
Московская область, Звенигород, Успенский собор на Городке |
125 |
Московская область, Звенигород, собор Рождества Богородицы Савино-Сторожевского монастыря |
100 |
Московская область, Серпухов, собор Высоцкого монастыря |
75 |
Московская область, Серпухов, собор Владычного монастыря |
95 |
Московская область, Серпухов, Трапезная Владычного монастыря |
90 |
Московская область, Коломна, Успенский собор |
90 |
Московская область, Коломна, церковь Воскресения |
85 |
Московская область, Коломна, церковь Николы Гостиного |
90 |
Московская область, Коломна, церковь Николы Посадского |
110 |
Московская область, Коломна, церковь Иоанна Предтечи на Городище |
65 |
Московская область, Коломна, собор Брусенского монастыря |
95 |
Московская область, Коломна, собор Старо-Голутвина монастыря |
85 |
Московская область, Коломна, церковь Сергия Радонежского Старо-Голутвина монастыря |
85 |
Казань, Благовещенский собор |
80 |
Казань, церковь Параскевы Пятницы |
80 |
Казань, Крестовоздвиженский собор |
85 |
Казань, церковь Богоявления |
50 |
Казань, церковь Св. Варвары |
100 |
Киев, Софийский собор |
50 |
Киев, Успенский собор Киево-Печерской Лавры |
65 |
Киев, Андреевская церковь |
50 |
Новгород, Софийский собор |
110 |
Новгород, церковь Петра и Павла в Кожевниках |
85 |
Новгород, церковь Троицы Духова монастыря |
110 |
Новгород, церковь Бориса и Глеба в Плотниках |
85 |
Новгород, церковь Симеона Богоприимца |
60 |
Нижний Новгород, церковь Успения |
60 |
Нижний Новгород, церковь Иоанна Предтечи |
90 |
Нижний Новгород, Скорбященская церковь |
125 |
Псков, собор Мирожского монастыря |
80 |
Псков, Троицкий собор |
80 |
Псков, церковь Успения с Парома |
90 |
Псков, собор Снетогорского монастыря |
75 |
Псков, церковь Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы |
80 |
Псков, церковь Ильи Мокрого |
60 |
Псков, церковь Варлаама Хутынского на Званнице |
45 |
Псков, церковь Богоявления с Запсковья |
70 |
Смоленск, Успенский собор |
45 |
Смоленск, церковь Петра и Павла |
85 |
Солотча, собор Солотчинского монастыря |
60 |
Солотча, церковь Св. Духа Солотчинского монастыря |
60 |
Солотча, Казанская церковь |
100 |
Суздаль, собор Рождества Богородицы |
50 |
Суздаль, церковь Успения в Кремле |
50 |
Суздаль, церковь Параскевы Пятницы за Гостиным двором |
105 |
Суздаль, собор Спасо-Евфимиева монастыря |
55 |
Суздаль, Успенская трапезная Спасо-Евфимиева монастыря |
55 |
Суздаль, собор Покровского монастыря |
85 |
Ярославль, церковь Ильи Пророка |
50 |
Ярославль, церковь Михаила Архангела |
60 |
Ярославль, собор Спасо-Преображенского монастыря |
80 |
Ярославль, Трапезная Спасо-Преображенского монастыря |
95 |
Ярославль, церковь Богоявления |
90 |
Ярославль, церковь Дмитрия Солунского |
75 |
Ярославль, церковь Сретения |
60 |
Ярославль, церковь Рождества Христова |
50 |
Ярославль, церковь Николы Рубленого |
55 |
Ярославль, церковь Николы Мокрого |
85 |
Ярославль, церковь Благовещения |
85 |
Мы видим, что ориентация алтарей древнерусских храмов находится в очень широком диапазоне – от 30º до 120º. У огромного большинства храмов, представленных в Табл. 4, азимут алтарей укладывается в пределы направления на восход солнца над горизонтом в то или иное время года (см. Табл. 1), хотя есть и исключения18, как Софийский собор в Вологде (35º), церковь Рождества Богородицы в Пояркове, Московская область (35º), московские церкви – Иконы Божьей Матери Знамение в Захарьине (30º), Антипия на Колымажном дворе (40º), Воскресения на Успенском вражке (40º), Знамения на Шереметевом дворе (40º)19.
И вывод из этого мы можем сделать следующий: как правило, древнерусские строители ориентировали алтари храмов в ту сторону горизонта, где восходит солнце.
Но на этом позитивная часть нашего исследования заканчивается и начинается негативная, так как любые другие выводы – о связи азимута алтарей храмов с их посвящением, датой закладки или мало-мальски точной ориентацией на восход солнца в тот или иной день – сделать невозможно.
Проиллюстрируем это на конкретных примерах.
Точные азимуты алтарей сменявших друг друга Успенских соборов в Московском Кремле: собор 1326–1327 годов – 82,2º; собор Мышкина и Кривцова 1472–1474 годов – 76,8º; собор Аристотеля Фиораванти 1475–1479 годов – 72,5º20.
Как мы видим, эти соборы ориентированы непараллельно, т.е. их строители каждый раз принимали отдельное решение об азимуте алтарей. Может быть, они ориентировались на азимут восхода солнца в день заложения соответствующего собора?
Но нам известны даты заложения всех этих храмов (по новому стилю, в скобках указан старый стиль): собор 1326–1327 годов – 13 (4) августа, собор Мышкина и Кривцова – 9 мая (30 апреля), собор Фиораванти – 21 (12) июня21. В эти дни азимут восхода солнца, соответственно, составлял: 13 августа – 64º, 9 мая – 59º, 21 июня – 51º. Никакой связи с ориентацией алтарей этих соборов не усматривается.
Азимут восхода солнца в праздник Успения (28 августа по новому стилю) – 73º. Это довольно близко к ориентации собора Фиораванти. Но если предположить, что зодчий при заложении храма в июне каким-то образом смог вычислить азимут восхода солнца в конце августа и ориентировался на него, то тогда становится неясным, почему это не делали строители предыдущих соборов.
А поскольку практически параллельно собору Фиораванти ориентирован соседний Благовещенский собор, который к тому времени стоял уже почти столетие22, то становится ясным, что Аристотель просто встраивал свой храм в единый ансамбль. Ориентация же Благовещенского собора никак не связана с праздником Благовещения (7 апреля по новому стилю, азимут восхода солнца 87º).
А если мы посмотрим на другие храмы Успения приблизительно на широте Москвы, то увидим, что азимут алтаря Успенского собора во Владимире – около 60º, Успенского собора владимирского Княгинина монастыря примерно такой же, церкви Успения в Суздальском Кремле – около 50º, Успенской трапезной церкви в Спасо-Евфимиевом монастыре – 55º, Успенского собора в Смоленске – 45º, Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры – 85º, Успенского собора в Коломне – 90º, Успенского собора на Городке в Звенигороде – 125º, Успенской церкви в Нижнем Новгороде – 60º. Никакой системы здесь не усматривается.
П.А. Раппопорт, определивший истинный азимут алтаря Успенского собора во Владимире – 62º, предполагал, что храм, судя по его азимуту, мог быть заложен 21 апреля или 9 августа по старому стилю. Допуская, что расположение здания на высокой горе над пойменной низиной дает сдвиг азимута к северу примерно на 8–9°, он вычислил, что восход совпадает с летописной датой заложения храма – по П.А. Раппопорту, 8 мая23.
Мы не знаем, как производил свои вычисления П.А. Раппопорт, но согласно сообщениям домонгольских летописей, Успенский собор во Владимире был заложен не 8 мая, а 8 апреля24 (по новому стилю – 15 апреля), а азимуту 62º соответствуют либо 7 мая, либо 5 августа по новому стилю. А если допустить, что возвышенность над Клязьмой действительно дает столь существенный сдвиг азимута к северу – 8–9° (что тоже сомнительно), то азимуту 53º соответствуют либо 2 июня, либо 10 июля по новому стилю.
Как мы видим, никакой связи приведенных дат и азимутов здесь тоже нет.
Схожая ситуация имеет место и с храмами, посвященными Рождеству Богородицы (празднуется 21 сентября по новому стилю). Азимут восхода солнца в этот день – практически 90° (осеннее равноденствие), алтарь же суздальского собора Рождества Богородицы ориентирован примерно на 50°, собора московского Рождественского монастыря – на 95°, Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря – на 100º, церквей Рождества Богородицы в Старом Симонове – на 85°, в Путинках – на 70°, в Пояркове – на 35°.
А в праздник Покрова (13 октября по новому стилю) азимут восхода – 103°, алтарь же церкви Покрова на Нерли ориентирован примерно на 65°, собора Покрова на Рву – на 60°, собора Суздальского Покровского монастыря – на 85°.
Ю.Д. Красильников25 произвел точные замеры азимутов алтарей 57 церквей Ивановской области (результаты приведены в Табл. 5).
Табл. 5
Данные по азимутам алтарей храмов Ивановской области, собранные Ю.Д. Красильниковым
Храм |
Азимут алтарей, град. |
Церковь Варвары Великомученицы в Ново-Талицах |
122 |
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Ратницком |
69 |
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Плосково |
80 |
Церковь Воскресения Христова в Зернилово |
75 |
Церковь Воскресения Христова на Яковлевском погосте |
57 |
Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском-на-Уводи |
70 |
Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Крапивново |
115 |
Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Филяндино |
76 |
Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Сотницах |
83 |
Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Дмитровке, в Иваново |
75 |
Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Лежнево |
48 |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Лежнево |
65 |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Ратницком |
65 |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Седиково |
86 |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Хомутово |
86 |
Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Бородино |
113 |
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Румянцево |
85 |
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Семёновском |
77 |
Церковь Иконы Божией Матери Смоленская на Митрофаниевском погосте |
82 |
Церковь Илии Пророка в Воробьеве, в Иваново |
88 |
Церковь Иоанна Богослова в Панеево |
65 |
Церковь Иоанна Богослова в Стебачево |
95 |
Церковь Иоанна Предтечи в Маслово |
132 |
Церковь Михаила Архангела в Архангеле (Острове) |
70 |
Церковь Михаила Архангела в Афанасово |
104 |
Церковь Михаила Архангела в Бородино |
112 |
Церковь Михаила Архангела в Пронино |
116 |
Церковь Михаила Архангела в Сахтыше |
70 |
Церковь Николая Чудотворца в Лежнево (Назарьево) |
70 |
Церковь Николая Чудотворца в Мытищах |
115 |
Церковь Николая Чудотворца в Никольском |
96 |
Церковь Николая Чудотворца в Ново-Талицах |
125 |
Церковь Николая Чудотворца в Петрово-Городище |
66 |
Церковь Николая Чудотворца в Сахтыше |
70 |
Церковь Николая Чудотворца в Филяндино |
95 |
Церковь Петра и Павла на кладбище в Балино, в Иваново |
92 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Брюхово |
123 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Булгаково |
74 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Златоусте |
78 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кочнево |
88 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лежнево (Назарьево) |
82 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Малом Давыдовском |
112 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Петропавловском погосте |
76 |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при подворье Ивановского Свято-Успенского монастыря |
74 |
Церковь Преображения Господня в Хомутово |
86 |
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Подольце |
113 |
Церковь Рождества Христова в Комсомольске |
88 |
Церковь Рождества Христова в Лежнево |
67 |
Церковь Сергия Радонежского при подворье Николо-Шартомского монастыря в Иваново |
87 |
Церковь Собора Пресвятой Богородицы в Березниках |
101 |
Церковь Спаса Всемилостивого в Клементьево |
86 |
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Новоселках |
112 |
Церковь Троицы Живоначальной в Богатырево |
115 |
Церковь Троицы Живоначальной в Смердово |
104 |
Церковь Троицы Живоначальной в Чернцах |
30 |
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Кибергино |
112 |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сотницах |
77 |
Из этих храмов празднику Покрова посвящены церкви в Брюхове (азимут 123°), Булгакове (74°), Златоусте (78°), Кочневе (88°), Лежневе (82°), Малом Давыдовском (112°), на Петропавловском погосте (76°) и при подворье Ивановского Свято-Успенского монастыря (74°). Системы здесь тоже никакой нет.
В целом же из Табл. 5 мы видим, что в Ивановской области отсутствует даже тенденция к ориентации на солнце по апрелю-маю, общая тенденция – восток плюс-минус 30 градусов. Почти треть рассмотренных церквей (20 из 57) имеет азимут 95° и более, т.е. в соответствии с «азимутальным методом» они должны были бы закладываться с октября по середину марта, что крайне маловероятно. А поскольку большинство рассмотренных храмов находятся в селах, то градостроительная ситуация на ориентацию их алтарей тоже повлиять не могла.
Из статистики по другим российским регионам, собранной автором (см. Табл. 4), следует, что азимут более 95° имеет около четверти случайной выборки древнерусских церквей (32 из 127). Экстраполируя эти данные на Россию в целом, мы получим много сотен древнерусских храмов. Конечно, заложение и (или) начало строительства столь значительного числа церковных зданий не могло производиться поздней осенью, зимой или ранней весной.
Таким образом, статистика не подтверждает то, что древнерусские строители каким-либо образом связывали посвящение храма, дату его заложения и азимут его алтаря.
Есть и множество других причин, почему невозможно связывать азимут алтаря храма с датой его заложения, посвящением или местом появления над горизонтом первых солнечных лучей.
Причина вторая (если первой причиной считать данные статистики). У нас отсутствует информация древнерусских источников о том, что строители каким-либо образом связывали дату, посвящение и азимут.
Причина третья. Не доказано, что строители ловили первые лучи солнца и по ним ориентировали храм. А если, например, день заложения храма был облачным? А если к востоку от стройплощадки располагался лес, какие-либо постройки, крепостная стена или хотя бы высокий забор? Статистика показывает лишь то, что строители примерно знали, в какой стороне восходит солнце, и более точно не ориентировались.
Причина четвертая. Планы древнерусских церквей разбивались настолько неточно, что измерение азимута по разным стенам зачастую дает ошибку в несколько градусов. А ошибка плюс-минус всего 1 градус дает серьезный разброс даты восхода солнца: весной-осенью это два–три дня, а летом – до 10 дней.
Причина пятая. Даже разница в азимутах на момент появления первых лучей солнца и на момент полного подъема светила над горизонтом дает разброс: для Киева, Москвы и Новгорода – около 1 градуса, для Архангельска – около трех. И эти градусы дают ошибку еще в несколько дней, а то и недель (см. выше).
Причина шестая. П.А. Раппопорт отмечал и то, что при расположении храма на возвышенности азимут сдвигается к северу на несколько градусов, и все весенние даты следует считать более поздними, чем при нормальном горизонте, а все осенние даты, наоборот, более ранними. При пониженном расположении храма или суженном горизонте картина обратная26. Значит, ошибка измерений в таких местах, как Коломенское, Звенигород, центр Владимира или Киева, еще более возрастает.
Причина седьмая. Большое значение для ориентации храмов имела городская застройка (об этом писали и Р.М. Гаряев27, и П.А. Раппопорт28), но определить, где древнерусские строители ориентировались на нее, а где не ориентировались, бывает очень сложно, так как улицы часто меняли направление или вовсе исчезали. А, например, в Каргополе храмы, стоящие вдоль Октябрьского проспекта, ориентированы практически одинаково, но не на восток и не на юго-восток (т.е. не вдоль проспекта)29.
Причина восьмая. Во многих случаях строители каменных храмов ориентировались по предшествующим деревянным, и в этом случае какие-либо выводы вообще сделать невозможно, как и определить, в каких случаях ориентировались, а в каких – нет.
Причина девятая: то же самое относится и к многочисленным случаям ориентации по соседним храмам (как во многих московских монастырях – Донском, Новодевичьем, Данилове, Новоспасском и др.), при этом во множестве случаев по соседним храмам не ориентировались (наиболее яркий пример – строительство Алевизом Новым Архангельского собора в Московском Кремле).
Причина десятая. Если бы вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток или какой-либо иной азимут вообще заботили строителей, то в XVIII–XIX веках, когда повсеместно появилась возможность использовать компас, храмы были бы ориентированы очень точно, – а, например, азимут Храма Христа Спасителя составляет не 90º, а 125º.
Причина одиннадцатая. Даже в отсутствие компаса не существует никаких проблем точного определения направления на восток: для этого достаточно вбить в землю шест, в любой солнечный день отметить направление наиболее короткой тени (север), а затем отложить от этого направления прямой угол на восток. Это еще раз подтверждает то, что вопросы мало-мальски точной ориентации алтарей на восток строителей не заботили.
Причина двенадцатая. Не следует смешивать разметку плана храма (когда определялся азимут алтаря) и его заложение, обычно понимаемое летописцами как торжественное богослужение «на основание». Эти действия далеко не идентичны и не одновременны.
Существует традиция заложения храмов, городов и прочих построек на «нулевом цикле». Таков современный «Чин на основание церкви»: «…Основание же церкви приготовляется следующим образом: если церковь каменная, то выкапываются рвы, приготовляются камни и известь, и на одном четырехугольном камне изображается или высекается крест. Под крестом приготовляется место для вложения святых мощей и полагается следующее написание… Основание храма может быть совершено и без положения мощей святого и закладной надписи, но наличие четырехугольного камня обязательно. Кроме этого, приготовляется большой деревянный крест и выкапывается яма на месте будущего престола, куда он будет водружен...»30. И в древности торжественное богослужение «на основание храма» совершалось преимущественно над фундаментными рвами или при выведении фундаментов на уровень почвы, как в московском Успенском соборе 1475–1479 годов.
Но рытье фундаментных рвов, а тем более выведение фундамента на уровень почвы, – длительный процесс, который начинается только после того, как план храма размечен. Следовательно, между разметкой и заложением не могло не пройти, как минимум, нескольких недель.
Многократно бывали и случаи, когда между заложением и началом строительства проходило много лет (к примеру, каменные стены Новгорода были заложены в 1302 году, а строительство – с повторным заложением – началось только в 1331 году).
По всей видимости, еще более частым (скорее даже массовым) было проведение богослужения «на основание церкви» в то время, когда здание уже было частично построено. Так, новгородская церковь Благовещения в Аркажах была заложена 21 мая и окончена 25 августа, церковь Благовещения на Мячине заложили 21 мая и окончили 25 августа 1179 года, московская церковь Николы Гостунского была заложена 21 июня и строилась 9 недель, церковь Спаса в Старой Руссе заложили 21 мая и окончили 31 июля. Столь короткие сроки строительства больших каменных церквей можно объяснить лишь тем, что «закладывались» уже частично построенные храмы.
Заложение храмов производилось чаще всего в мае–июне31, при том, что строительство вряд ли начиналось позднее марта–апреля (чтобы успеть его закончить до осени). И такой сдвиг дат заложения вполне оправдан: на раскисшей весенней почве не всегда было возможно проведение торжественного богослужения, когда епископы и священники, облеченные в парадные одежды, должны были в сопровождении всего клира проследовать крестным ходом по стройплощадке.
Вероятно (хотя статистически и документально не доказано), что заложение по возможности старались приурочить к дням празднования святых, которым посвящались храмы. Но в этих случаях временной разрыв между фактическим началом строительства (соответственно, определением азимута алтаря) и богослужением «на основание церкви» мог оказываться еще бóльшим. Впрочем, П.А. Раппопорт справедливо утверждал, что значительно чаще с днем патрона церкви совпадало не ее заложение, а освящение32.
Необходимо учитывать и то, что заложение каменных храмов обычно производили архиереи – весьма занятые люди, и их участие в богослужении могло откладываться на несколько недель, а то и месяцев. Участие в заложении храма царя, князей и бояр также могло вести к многократному переносу церемонии. При этом строители, связанные подрядным договором, должны были вести работы независимо от даты торжественного богослужения.
Из всех вышеперечисленных причин следует, что никакой связи между азимутом алтарей древнерусских храмов, датами их заложения или начала строительства и посвящениями их престолов не усматривается. Ни строительная практика, ни церковные правила не предусматривали мало-мальски точной ориентации на восход в тот или иной день, и азимут алтаря должен был лишь примерно выдерживать восточное направление. На практике это означало колебание азимута алтаря в диапазоне плюс-минус 50–60º от востока (а в Новое время этот диапазон стал еще шире – плюс-минус 90º, а то и больше33).
Таким образом, «азимутальный метод» нельзя считать научно обоснованным, и все практические результаты, полученные исследователями с его помощью, не соответствуют действительности либо объясняются случайными совпадениями.
Тему определения дат и посвящений храмов по азимуту их алтарей можно полагать закрытой.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В геодезии азимутом называется угол между направлением на север (в Южном полушарии — на юг) и направлением на какой-либо удаленный предмет. Отсчитывается по часовой стрелке и измеряется в градусах от 0 до 360.
2. В отличие от византийской традиции, в западноевропейской архитектуре
ориентация алтарей храмов на восток носит не столь всеобщий и обязательный
характер. К примеру, собор св. Петра в Риме обращен алтарем на запад, а в
Вормсском соборе два алтаря – на востоке и западе, причем архитектурно
выраженная алтарная апсида обращена на запад.
3. Таблица азимутов восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния составлена Ю.Д. Красильниковым и представлена на форуме Интернет-сайта «www.sobory.ru».
4. Cave С.J.P. The orientation of churches. – The
Antiquaries Journ. 1950. Vol.
30. P. 49; Хокинс Дж.,
Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1984. С. 214–220; Firnis M. und Ladenbauer-Orel H.
Studien zur Orientierung mittelalterlicher Kirchen. – Mitteilungen der
Österreichischen Arbeitsgemeinschaft für
5. В частности, Б.А. Рыбаков писал: «Историки архитектуры, публикуя планы средневековых русских церквей, обычно не указывают их ориентировку. Это особенно досадно в тех случаях, когда публикуются раскопочные планы безымянных остатков. Если бы существовало точное указание на азимут продольной оси церкви запад-восток, то определение патрона храма было бы облегчено. Этот метод разработан мною эмпирически на сохранившихся средневековых храмах Чернигова, наименование которых нам известно, и проверен на ряде других объектов. Применение азимутального метода к археологическим остаткам храмов дает, к сожалению, не одно определение, а два: одинаковый азимут восхода солнца будет в летнем полугодии (от весеннего равноденствия до зимнего солнцестояния) и в зимнем полугодии (от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия). Выбор одного дня из двух с одинаковыми азимутами восхода диктуется тем или иным значением этих дней в церковном календаре» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 267).
Как следует из вышеприведенной цитаты, Б.А. Рыбаков претендовал и на авторство в отношении этой разработки, но Л.С. Клейн убедительно показал наличие более ранних западных аналогов (Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. СПб, 2004. С. 71).
6. Р.М. Гаряев полагал, что строители древнерусских храмов ориентировали их на внешние объекты, которыми могли оказаться соседние храмы, река, особенности рельефа, уличная и дорожная сеть. Но в подавляющем большинстве случаев влияющим фактором, по мнению исследователя, было положение солнца (Гаряев P.M. К вопросу об ориентации русских церквей. В сб.: КСИА, 1978. Вып. 155. С. 42).
7. П.А. Раппопорт, проведя ряд расчетов азимутов храмов, писал, что сопоставление письменных источников и этих расчетов дает основание для ряда общих выводов о том, что день закладки храма обычно падал на весну или на первую половину лета, но нередко и на осень; о том, что день закладки большей частью не совпадал с днем патрона данного храма, хотя к этому, видимо, иногда стремились; о том, что изредка, для того чтобы совместить указанные события, закладку переносили даже на зимнее время (Раппопорт П.А. Ориентация древнерусских церквей. В сб.: КСИА. 1974. Вып. 139. С. 43; Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.). СПб, 1994. С 110–113).
Как мы увидим в настоящем исследовании, все эти вполне справедливые выводы на самом деле были сделаны на основании не расчетов азимутов, а опыта и интуиции ученого.
Необходимо отметить, что, по свидетельству Ю.Ю. Шевченко и Т.Г. Богомазовой (Шевченко Ю.Ю., Богомазова Т.Г. Древнейший сохранившийся христианский храм Руси. Электронная научная библиотека «РусАрх», 2007), в разработке «азимутального метода» П.А. Раппопорт опирался и на более ранние исследования Г.Й. Петраша, художника Черниговского исторического музея, который представлял храм некой разновидностью солнечных часов (Петраш Г.Й. Солнечные часы Спасского собора (3 книги и 19 фотоилл.). Фонды НАИЗУ. КН-1032/ДФ-801. 1971; Петраш Г.Й. Первоосновы геометрического пропорционирования древнерусских храмов (фотоальбом с комментариями). Фонды НАИЗУ. КН-1042/ДФ-811. 1974; Петраш Г.Й. Ориентация черниговских древнерусских памятников архитектуры (церковь Параскевы-Пятницы, Успенский собор Елецкого монастыря. Фонды НАИЗУ. КН-1045/ДФ-814. 1974-1980, и пр.).
Никаких ссылок на труды Г.Й. Петраша П.А. Раппопорт не сделал.
8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987. С. 267.
9. Так, П.А. Раппопорт писал: «С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1–2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев – даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным. Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю… Реально также, что несовпадение летописных дат с датами, полученными в соответствии с азимутами церквей, объясняется тем, что летописец под закладкой мог иногда понимать не первоначальную разбивку храма, а заложение первого камня здания. Так, автор первой половины XV в. Симеон Фессалоникийский указывает, что архиерей торжественно закладывает первый камень алтаря уже после того, как отрыты фундаменты… Наконец, вполне возможно, что в ряде случаев церкви вообще не ориентировали продольной осью на восход солнца, а ставили в соответствии с направлением уже существовавшей улицы, ориентацией предшествующей деревянной церкви или исходя из каких-либо особых условий… Сравнение дней закладки, полученных по азимутам, с днями патронов храмов также показывает, что в большинстве случаев дни эти не совпадают» (Раппопорт П.А. Строительное производство… С. 112–113).
10. Гаврилов С.А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза). Электронная научная библиотека «РусАрх», 2009.
11. Петров Д. А. Ориентация церквей в Новгороде и его окрестностях. В кн.: Средневековая архитектура и монументальное искусство. СПб, 1999. С. 101–105 .
12. Подосинов
А.В. К вопросу об ориентации древнерусских церквей. В кн.: Церковная
археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков. 20–24 ноября
13. Рапов О.М. Официальное крещение князя Владимира Святославича и киевлян. В кн.: «Русская Церковь в IX–первой трети XII в. Принятие христианства». М., 1988.
14. Например, на основе данных по азимуту алтарей храмов проводятся исследования, связанные с якобы имевшими место замыслами архитекторов, направленными на прохождение солнечного света по фрескам храма в определенном сакральном порядке (Рожнятовский В.М. Астрономические сведения в методике исследования системы дневного освещения Мирожского собора. В кн.: Новгород и новгородская земля. История и археология Новгорода. Вып. 19. Новгород, 1995).
О том, что древнерусские строители якобы ориентировали алтари храмов на первый луч солнца, и что солнце попадало на алтарь в день того святого, которому посвящен храм, см., например, на Интернет-сайтах «http://h.ua/story/16430/», «http://www.mag-i-a.ru/library/symbol/symbol_424.html», «http://kazan.eparhia.ru/conference/secondconf/abstracts2/» и пр.
Проводятся параллели и с храмами Древнего Египта (Интернет-сайт «http://fortification.ru/library/savarenskaya/101.html».
А в статье В.В. Орлова «Удел незрячих» есть, например, такие слова: «Когда-то имя Раиса Маликовича Гаряева будет вписано в пантеон великих учёных наряду с именем Шампольона. А может, даже выше его, поскольку открытие Гаряева не в пример масштабнее. Если Шампольон всего-то прочитал древнеегипетские иероглифы, то Гаряев расшифровал код, заложенный в архитектуру русских церквей» (Интернет-сайт http://www.history-ryazan.ru/node/7967?page=0%2C4).
15. Автор приносит благодарность Ю.Д. Красильникову за представление указанных математических формул на форуме Интернет-сайта «www.sobory.ru».
16. Например, для Москвы (широта 55,75º) такая таблица есть на Интернет-сайте «http://hea.iki.rssi.ru/~nik/ak/sun.htm».
17. В Интернете обратные тригонометрические функции можно рассчитать на сайте «http://www.planetcalc.ru/326/».
18. Автор выражает благодарность участникам форума Интернет-сайта «www.sobory.ru», оказавшим помощь в подборке этих исключений.
19. Из храмов Нового времени, азимуты алтарей которых еще менее укладываются в диапазон азимутов восхода солнца в то или иное время года, необходимо отметить кафедральный собор Рождества Христова в Риге (315º), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Риге (350º), московский храм Воскресения Христова в Сокольниках (150º), собор Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце (175º) и пр.
20. Точные азимуты см.: Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. В кн.: Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. С. 57.
Уточнение того, о каких соборах у В.И. Федорова на самом деле идет речь, см.: Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003. С. 41.
21. Подробный анализ и выверка этих дат см.: Клосс Б.М., Назаров В.Д. Летописные источники XV века о строительстве московского Успенского собора. В кн.: История и реставрация памятников Московского Кремля. Государственные музеи Московского Кремля. Вып. VI. М., 1989. С. 20–42.
22. О датировке Благовещенского собора см.: Заграевский С.В. Указ. соч. С. 22.
23. Раппопорт П.А. Строительное производство… С. 111.
24. Лаврентьевская летопись сообщает: «В лето 6666… Заложи Андреи князь в Володимери церковь камену святую Богородицю месяца априля в 8, в день святаго апостола Родиона, во вторник» (ПСРЛ 1:418). Лаврентьевской летописи следуют Троицкая (Приселков М.Д. Троицкая летопись: реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 244) и Тверская (ПСРЛ 15:226). Дата 8 мая указана в поздней летописи Авраамки (ПСРЛ 16:310).
25. Представлено на форуме Интернет-сайта «www.sobory.ru».
26. Раппопорт П.А. Строительное производство… С. 136.
27. Гаряев P.M. К вопросу об ориентации русских церквей. В сб.: КСИА, 1978. Вып. 155. С. 42.
28. Раппопорт П.А. Строительное производство… С. 113.
29. Сообщено Игорем Деминым на форуме Интернет-сайта «www.sobory.ru». По справедливому мнению Сергея Попова, высказанному на том же форуме, то, что храмы не ориентированы вдоль проспекта, объясняется тем, что сам проспект был построен гораздо позднее. Пожаром 1765 года в Каргополе было уничтожено почти три четверти города. После пожара, по указу императрицы Екатерины Второй, город получил регулярную планировку, сохранившуюся поныне и никак не связанную с ориентацией храмов. Практически одинаковая ориентация церквей на Соборной площади, скорее всего, объясняется тем, что за образец была принята ориентация самого древнего Христорождественского собора (1552—1562).
30. Информация почерпнута на Интернет-сайте «www.liturgy.ru».
31. Подробнее см.: Раппопорт П.А. Строительное производство… С. 110–113.
32. Там же. С. 113.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский