РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник: Закурина Т. Ю. Производственные традиции Пскова X - XIII вв. в обработке черного металла. В кн.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара за 2000 год. Псков, 2001. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://arheologi.livejournal.com. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г.

 

  

 

Т.Ю. Закурина

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ПСКОВА X - XIII ВВ.

В ОБРАБОТКЕ ЧЕРНОГО МЕТАЛЛА


Изучение технологии обработки черного металла Древней.Руси с использованием методов металлографии в последние десятилетия позволило выявить существование различных производственных традиций в кузнечном деле. Имеющиеся в распоряжении исследователей аналитические данные показали наличие определенных особенностей в технологии железообработки, присущих отдельным памятникам и регионам. В настоящее время стало очевидным, что кузнечное дело Северной и Южной Руси развивалось на основе разных традиций. Если для южнорусской традиции (Киевской, Чернигово-Северской земель, Рязани) было характерно преобладание в применении традиционных для раннеславянского периода способов обработки (изготовление цельножелезных и цельностальных изделий), то для северно-русской традиции (Новгород, Суздаль, Гнездово) — напротив, преобладание прогрессивных сварных технологий (Вознесенская Г.А., Коваленко В.П., 1985; Розанова Л.С, 1990). Формирование традиций в кузнечном деле Древней Руси связано с периодом складывания городского ремесла — IX -XIII вв. Истоки южнорусской традиции уходят корнями в эпоху раннего железного века. Происхождение же северно-русской традиции представляет собой в настоящее время одну из наиболее сложных проблем, поскольку памятники, на которых она проявляется, как правило неоднородны в этническом отношении (Терехова Н.Н., Розанова Л.С, Завьялов В.И., Толмачева М.М., 1997, с. 292-293).
Металлографическое исследование кузнечной продукции X -XIII вв. различных древнерусских памятников и земель показало следующую картину. Соотношение сложных сварных технологий и простых технологических схем: в Новгороде — 79 - 21%, в Полоцке - 81 - 19%, в Суздале - 57 - 43%, в Изборске - 67 - 33%. Данные показатели свидетельствуют о значительном преобладании в технологии кузнечного дела этих памятников сложных сварных технологий. В Киеве, Рязани, Изяславле этого периода соотношение в использовании технологических схем обратное — сварные технологии здесь составили 30 - 38% (Розанова Л.С, 1997, с. 322).
Изучение новгородских ножей X - XIII вв. позволило выявить динамику смены технологических приемов в их изготовлении. Если в X - XI вв. абсолютный приоритет принадлежал схемам трех-пятислойного пакета и вварки, основанной на подборе и сварке полос металла, уложенных в продольном направлении, то в XII ~ XIII вв. эти схемы сменяются наваркой, где сварка полос металла осуществлялась в поперечном направлении. Данная технология позволяла экономить дорогостоящую сталь, что связывается исследователями с потребностями развивающихся рыночных отношений (Завьялов В.И., Розанова Л.С, 1990, с. 284).
В настоящее время мы располагаем результатами металлографического исследования 147 ножей X - XIII вв. из Пскова. Предметы происходят из раскопов в Кремле, Довмонтовом городе и древней части Среднего города.

Исследования проводились Б. А. Колчиным, Г. А. Вознесенской, Л. С. Розановой, Т. Ю. Закуриной (таблица I). Выявлено 12 технологических схем: 1 — целиком из железа, 2 - целиком из сырцовой стали, 3 — целиком из качественной стали, 4 — цементация, 5 — трехслойный пакет, 6 — пятислойный пакет, 7 — вварка, 8 — торцовая наварка, 9 — косая наварка, 10 — V-образная наварка, 11 — сварка из двух полос, 12 — пакетирование. Аналитические материалы выделяются в две технологические группы: в первой — предметы, выполненные с использованием прогрессивных сварных технологий, во второй — предметы, изготовленные с использованием простых архаичных технологий (целиком из железа, стали или вторсырья).
Как видно из предложенной таблицы, суммарное соотношение в использовании сложных сварных технологий и простых технологических схем в псковских материалах составляет 63 - 37%. Данные показатели позволяют отнести Псков к группе памятников, железообработка которых развивалась в северорусских традициях.
При более детальном рассмотрении состава двух технологических групп псковских ножей обращают на себя внимание некоторые особенности. Во-первых, достаточно представительна группа ножей, выполненных в простых технологиях — 37%. Во-вторых, среди сварных конструкций достаточно велик процент наварных (торцовая, боковая, V-образная наварка). Эта картина прослеживается в течение всего исследуемого периода, и что особенно характерно — уже в X - XI вв.
Как видно из таблицы 2 предметы X - XI вв., выполненные по схемам трех-пятислойного пакета и вварки, составляют 60% от общего количества изделий, изготовленных в сварных технологиях, в то время, как в Новгороде в данный период 90% ножей изготовлены в этих технологиях. 40% — выполнены в технологиях наварки, 25% — целиком из железа и стали. Приведенные показатели демонстрируют отсутствие технологической доминанты.
Таким образом, псковские материалы не показали четкой сменяемости технологических приемов во времени, обнаруженной в Новгороде. Тем не менее, здесь также прослеживается тенденция увеличения доли наварных конструкций, выявленная в материалах Суздаля, Изборска, Белоозера (Завьялов В.И., 1999, с. 185; Розанова Л.С, 1997, с. 320). Данное обстоятельство авторы исследований связывают с притоком населения с разными технологическими традициями на начальном этапе формирования ремесленного производства этих городских центров.

Исследователи Пскова периода складывания раннегородского образования отмечают, что в IX - XI вв. население Пскова было этнически неоднородным (Белецкий СВ., 1993, с. 91; Плоткин К.М., 1992, с. 41-42). В его составе прослеживается наличие славянского, прибалтийско-финского и скандинавского элементов. Таким образом, проблема формирования технологических традиций в псковском кузнечном производстве может найти свое решение при исследования материалов периода, предшествовавшего складыванию раннегородского образования Пскова.


ЛИТЕРАТУРА
1.Белецкий СВ., 1993. Древний Псков по данным археологии // Древности Северо-Запада России. Спб.
2.Завьялов В.И., 199% Особенности кузнечного ремесла Белоозера // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М.
3.Завьялов В.И., Розанова Л.С, 1990. К вопросу о производственной технологии ножей в древнем Новгороде (по материалам Троицкого раскопа) / / Материалы Новгорода 1988. М.
4.Вознесенская Г.А., Коваленко В.П., 1985. О технике кузнечного производства в городах Чернигово-Северской земли // Земли Южной Руси в IX - XI вв. Киев.
5.Плоткин К.М., 1992. Начало Пскова // Археологи рассказывают о древнем Пскове. Псков.
Розанова Л.С, 1990. Своеобразие технологии кузнечного производства Южной и Северной Руси в домонгольский период // Проблемы археологии Южной Руси. Киев.
6.Розанова Л.С, 1997. К вопросу о технологии изготовления железных изделий в средневековом Пскове (по материалам Довмонтова города) / / Памятники старины. Открытия. Версии. Т. И. СПб-Пскок.
7.Терехова Н.Н., Розанова Л.С. Завьялов В.И., Толмачева М.М.. 1997. Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе, М.

 

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский