РусАрх |
Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
|
Источник: Звездина Ю.Н. Скульптурные мотивы Ренессанса в кремлевском Архангельском соборе и итальянской живописи (интерпретация смыслового строя). Тезисы доклада на Международной юбилейной научной конференции, посвященной 200-летию Музеев Московского Кремля. 13-15 марта 2006 г. Все права сохранены.
Ю.Н. Звездина
Скульптурные мотивы Ренессанса в кремлевском Архангельском соборе
и итальянской живописи (интерпретация смыслового строя)
Ренессансные
мастера в начале XVI в. украсили храм Архангела Михаила в Московском Кремле
скульптурными мотивами. Мы предлагаем взглянуть на эти элементы сквозь призму
итальянской религиозной живописи XV – начала XVI в.
Средствами живописи, имитирующей скульптурное убранство арки или ниши, мастера
второй половины XV – начала XVI в. создавали особую сферу прославления святого.
Эта особенность, в частности, присуща образу Бартоломео Виварини «Мадонна с
Младенцем и святыми» 1465 г. из музея Каподимонте в Неаполе. Мраморный престол
Мадонны увенчан яблочной гирляндой и украшен деталями, декоративными и
одновременно наделенными смыслом. Скульптурное оформление спинки престола
демонстрирует образец полуциркульного завершения, широко распространенный в тот
период. Это можно сравнить с пластической разработкой западного и северного
порталов и малых боковых входов на западном фасаде Архангельского собора в
Московском Кремле.
В миланской пинакотеке Брера хранится образ работы Чимы да Конельяно «Святой
Петр на престоле с Иоанном Крестителем и апостолом Павлом». Апостол Петр
торжественно восседает на престоле, помещенном в скульптурно оформленную
полуциркульную нишу, увенчанную акротериями. Образ демонстрирует композиционное
решение, в котором одну из главных функций призвано выполнять архитектурное
пространство с элементами пластического декора. Гармония образа построена на
стройном сочетании и перекличке отдельных деталей, составляющих единое целое
живописного пространства, подчиненного главной задаче – прославлению верховного
апостола.
Торжественное пространство пребывания Господней славы, оформленное в традициях
ренессансного образа, присутствует в Архангельском соборе Московского Кремля.
Это горнее место, в пятах полуциркульного завершения которого места помещены
два скульптурных акротерия с характерными розетками и растительными завитками.
Конху украшает большая скульптурно разработанная раковина. В культуре
Ренессанса подобная раковина встречается и в архитектуре, и в скульптуре, и в
живописи. Она может украшать и церкви, и дворцы. Обратим внимание на то, какой
смысл может приобретать венчающая раковина в некоторых композициях.
На «Алтаре Монтефельтро» кисти Пьеро делла Франческа Мадонна пребывает в
светлом архитектурном пространстве, под высоким сводом, в конхе которого
помещена большая белая раковина с подвешенной на золоченой цепи крупной
жемчужиной (или ее подобием). Подобный прием мог использоваться в дворцовых залах,
образуя изысканный декоративный эффект. Здесь, однако, представлена сцена
святого собеседования в преображенном пребыванием Мадонны и Младенца
пространстве. Предметы наделены особым смыслом, нетрудно заметить их
переклички, как бы намеченные кистью живописца и без особого труда различимые
зрителем. Символическое значение жемчуга и раковины-жемчужницы традиционно для
христианской культуры и, прежде всего, указывает на воплощение Христа и
рождение Его пречистой девой Марией, подобно тому как в раковине зарождается
драгоценная перловица. В алтарном образе работы Пьеро делла Франческа
доминирующая тема чистоты, пребывающей в ясном, торжественном и спокойном,
пространстве, обеспечена особенностями архитектуры, окружающей персонажей.
Изображение раковины с крупной жемчужиной образует определяющий смысловой
акцент, соответствующий их традиционной символике.
Сравнение с деталями картины Луки Синьорелли «Мадонна с Младенцем» из собрания
Уффици убеждает, что мастера Ренессанса использовали раковину как насыщенный
смыслом элемент. Гризайль имитирует каменную раму, в которую помещен живописный
образ. Строго по центру изображена раковина, несущая изображение Христа, под
ним видна табличка с текстом: ECCE AGNUS DEI (Се агнец Божий). Гризайль
позволяет с одной стороны, усилить любимую многими живописцами той эпохи
имитацию скульптуры, с другой – привнести дополнительные смысловые оттенки,
определяющие акцент символического содержания.
Зная о широко распространенной в западной культуре символике раковины, особенно
в религиозной сфере, нельзя не задаться вопросом о смысле раковины в
архитектурном убранстве кремлевского храма. Был ли он полностью утрачен и
использована ли раковина только как великолепный скульптурный элемент, который
стал определяющим акцентом в восприятии внешнего облика собора? Вспомним, что в
XVII – XVIII вв. мотив раковины был активно воспринят русскими зодчими,
украсившими фризами из раковин множество столичных и провинциальных церквей.
Можно счесть это явление отражением тяги к повышенной декоративности,
свойственной культуре XVII в. Мы, однако, полагаем, что заимствование раковины
русскими мастерами могло быть не лишено внутреннего смысла. Косвенным
свидетельством этому является интерпретация аналогичных мотивов в насыщенных
религиозными символами проповедях того времени.
Параллельное изучение пространства, созданного средствами религиозной живописи,
и священной сферы, формируемой в храме с помощью скульптурных элементов,
представляется плодотворным, особенно когда речь идет о памятниках, созданных в
разных землях, но в один период времени мастерами, принадлежащими ренессансной
культуре.
Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.
Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
академик Российской академии художеств
Сергей Вольфгангович Заграевский