РусАрх

 

Электронная научная библиотека

по истории древнерусской архитектуры

 

 

О БИБЛИОТЕКЕ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

 

 

Источник:  Звездина Ю.Н. Скульптурные мотивы Ренессанса в кремлевском Архангельском соборе и итальянской живописи (интерпретация смыслового строя). Тезисы доклада на Международной юбилейной научной конференции, посвященной 200-летию Музеев Московского Кремля. 13-15 марта 2006 г. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: http://www.kreml.ru. Все права сохранены.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2009 г.

 

 

 Ю.Н. Звездина

Скульптурные мотивы Ренессанса в кремлевском Архангельском соборе

и итальянской живописи (интерпретация смыслового строя)

 

Ренессансные мастера в начале XVI в. украсили храм Архангела Михаила в Московском Кремле скульптурными мотивами. Мы предлагаем взглянуть на эти элементы сквозь призму итальянской религиозной живописи XV – начала XVI в.

Средствами живописи, имитирующей скульптурное убранство арки или ниши, мастера второй половины XV – начала XVI в. создавали особую сферу прославления святого. Эта особенность, в частности, присуща образу Бартоломео Виварини «Мадонна с Младенцем и святыми» 1465 г. из музея Каподимонте в Неаполе. Мраморный престол Мадонны увенчан яблочной гирляндой и украшен деталями, декоративными и одновременно наделенными смыслом. Скульптурное оформление спинки престола демонстрирует образец полуциркульного завершения, широко распространенный в тот период. Это можно сравнить с пластической разработкой западного и северного порталов и малых боковых входов на западном фасаде Архангельского собора в Московском Кремле.

В миланской пинакотеке Брера хранится образ работы Чимы да Конельяно «Святой Петр на престоле с Иоанном Крестителем и апостолом Павлом». Апостол Петр торжественно восседает на престоле, помещенном в скульптурно оформленную полуциркульную нишу, увенчанную акротериями. Образ демонстрирует композиционное решение, в котором одну из главных функций призвано выполнять архитектурное пространство с элементами пластического декора. Гармония образа построена на стройном сочетании и перекличке отдельных деталей, составляющих единое целое живописного пространства, подчиненного главной задаче – прославлению верховного апостола.

Торжественное пространство пребывания Господней славы, оформленное в традициях ренессансного образа, присутствует в Архангельском соборе Московского Кремля. Это горнее место, в пятах полуциркульного завершения которого места помещены два скульптурных акротерия с характерными розетками и растительными завитками. Конху украшает большая скульптурно разработанная раковина. В культуре Ренессанса подобная раковина встречается и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи. Она может украшать и церкви, и дворцы. Обратим внимание на то, какой смысл может приобретать венчающая раковина в некоторых композициях.

На «Алтаре Монтефельтро» кисти Пьеро делла Франческа Мадонна пребывает в светлом архитектурном пространстве, под высоким сводом, в конхе которого помещена большая белая раковина с подвешенной на золоченой цепи крупной жемчужиной (или ее подобием). Подобный прием мог использоваться в дворцовых залах, образуя изысканный декоративный эффект. Здесь, однако, представлена сцена святого собеседования в преображенном пребыванием Мадонны и Младенца пространстве. Предметы наделены особым смыслом, нетрудно заметить их переклички, как бы намеченные кистью живописца и без особого труда различимые зрителем. Символическое значение жемчуга и раковины-жемчужницы традиционно для христианской культуры и, прежде всего, указывает на воплощение Христа и рождение Его пречистой девой Марией, подобно тому как в раковине зарождается драгоценная перловица. В алтарном образе работы Пьеро делла Франческа доминирующая тема чистоты, пребывающей в ясном, торжественном и спокойном, пространстве, обеспечена особенностями архитектуры, окружающей персонажей. Изображение раковины с крупной жемчужиной образует определяющий смысловой акцент, соответствующий их традиционной символике.

Сравнение с деталями картины Луки Синьорелли «Мадонна с Младенцем» из собрания Уффици убеждает, что мастера Ренессанса использовали раковину как насыщенный смыслом элемент. Гризайль имитирует каменную раму, в которую помещен живописный образ. Строго по центру изображена раковина, несущая изображение Христа, под ним видна табличка с текстом: ECCE AGNUS DEI (Се агнец Божий). Гризайль позволяет с одной стороны, усилить любимую многими живописцами той эпохи имитацию скульптуры, с другой – привнести дополнительные смысловые оттенки, определяющие акцент символического содержания.

Зная о широко распространенной в западной культуре символике раковины, особенно в религиозной сфере, нельзя не задаться вопросом о смысле раковины в архитектурном убранстве кремлевского храма. Был ли он полностью утрачен и использована ли раковина только как великолепный скульптурный элемент, который стал определяющим акцентом в восприятии внешнего облика собора? Вспомним, что в XVII – XVIII вв. мотив раковины был активно воспринят русскими зодчими, украсившими фризами из раковин множество столичных и провинциальных церквей. Можно счесть это явление отражением тяги к повышенной декоративности, свойственной культуре XVII в. Мы, однако, полагаем, что заимствование раковины русскими мастерами могло быть не лишено внутреннего смысла. Косвенным свидетельством этому является интерпретация аналогичных мотивов в насыщенных религиозными символами проповедях того времени.

Параллельное изучение пространства, созданного средствами религиозной живописи, и священной сферы, формируемой в храме с помощью скульптурных элементов, представляется плодотворным, особенно когда речь идет о памятниках, созданных в разных землях, но в один период времени мастерами, принадлежащими ренессансной культуре.

  

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

 

Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.

Размещение материалов в библиотеке является их цитированием в целях обеспечения сохранности и доступности научной информации, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.

Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.

Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

 

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,

академик Российской академии художеств

Сергей Вольфгангович Заграевский